Сибирский арсенал
Известие о начале войны жители Красноярска приняли очень близко к сердцу, и уже в июне 1941 года патриотичные красноярцы стали массово являться в военкоматы. Около 455 тысяч жителей края ушли на фронт, домой не вернулись 165 тысяч человек. В боях с фашистами сибиряки покрыли себя неувядающей славой, пройдя славный боевой путь от Москвы до Берлина. Тысячи красноярцев были награждены орденами и медалями за мужество и отвагу, 55 человек стали полными кавалерами солдатского ордена Славы, а 183 присвоено звание Героя Советского Союза.
С началом Великой Отечественной войны в Красноярск было эвакуировано 29 крупных фабрик и заводов, а также 30 тысяч рабочих. Таким образом, общее число предприятий города в 1943 году выросло до 59. Рабочие трудились без выходных и праздников, трудовые смены длились по 11–14 часов. Несмотря на суровые условия, коллективы цехов участвовали в социалистических трудовых соревнованиях, в стахановском движении, регулярно перевыполняя нормативы и планы.
Старейший в городе Красноярский паровозовагоноремонтый завод (ПВРЗ) в 1941 году принял у себя оборудование заводов из Полтавы, Воронежа, Харькова и Изюма. Благодаря возросшим мощностям рабочие дали стране в военные годы пять бронепоездов (воевали в составе 29-го Красноярского бронедивизиона), а также санитарные, технические и прачечные поезда специального назначения и паровозы. Здесь же было развёрнуто производство 82-мм миномётов, корпусов 122-мм снарядов и другой военной продукции. За особые заслуги перед Родиной и ударный труд в 1945 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а также на вечное хранение было передано переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.
Красноярский машиностроительный завод (Красмаш) гостеприимно встретил оборудование заводов Ленинграда, Калуги и Сталинграда, а также завода № 4 им К. Е. Ворошилова из Коломны. Объединённое производство выпускало автоматические 37-мм зенитные пушки 70-К и 61-К и 120-мм полковые миномёты, а также морские мины и авиабомбы (100, 250 и 500 килограммов). Первая партия зенитных орудий была отправлена на фронт в ноябре 1941 года. Всего рабочие за военные годы «Красмаша» изготовили 26 тысяч пушек разного калибра, более пяти тысяч миномётов, 220 тысяч авиабомб, три с половиной тысячи морских мин. Рабочим завода удалось увеличить выпуск продукции в три раза, а производительность труда выросла на 180 %!
На базе Красноярского ликёро-водочного завода в августе 1941 года разместился Запорожский завод сельскохозяйственного машиностроения «Коммунар», а также мощности завода имени Ухтомского из подмосковных Люберец. В январе 1942 года объединённое производство начало выпуск корпусов для 5-мм и 76-мм снарядов, а также осколочных и химических мин. Первая партия ушла на фронт уже в конце марта.
В марте 1943 года в Красноярске началось строительство комбайнового завода. Первой продукцией завода стали запчасти к сельскохозяйственной технике, а с 1944 года – прицепные комбайны. К 1 мая 1945 года завод дал стране 350 тысяч таких машин.
Осенью 1941 года в Красноярск прибыли шесть тысяч вагонов с оборудованием завода «Красный Профинтерн» из города Бежицы Брянской области. Уже в октябре здесь была выпущена первая партия ручных гранат Ф-1, а в 1942 году было освоено производство 50-мм миномётов и мостовых кранов. В первый год на заводе было изготовлено 1 840 миномётов, 22 тысячи головок снарядов и почти 400 тысяч ручных гранат. С 1942 по 1945 год «Красный Профинтерн» изготовил 60 кранов грузоподъёмностью от 30 до 175 тонн. С мая 1943 года «Красный Профинтерн» начал производить мощные магистральные паровозы серии «Серго Орджоникидзе». Всего было выпущено 40 таких паровозов.
Крупное химическое производство появилось в Красноярске после эвакуации с Украины завода № 9 по производству пироксилинового пороха, а также оборудования из Тульской и Ростовской областей. Новое предприятие получило название «Завод № 580» (химкомбинат «Енисей»), здесь выпускались заряды к 76-мм дивизионным пушкам, 82-мм миномётам, 85-мм зениткам и другим орудиям.
На базе самолётно-ремонтных мастерских, открытых в 1930-е годы, а также авиационного завода № 477 из Тулы был создан Красноярский авиаремонтный завод имени Побежимова. Новое предприятие занималось ремонтом бомбардировщиков СБ и ДБ-3М, выпускало запчасти к крылатым машинам, мины для реактивных миномётов «катюша», а в 1943 году – самолёт-разведчик Бе-4.
Мощная авиаремонтная база в Красноярске была необходима ещё и потому, что через город пролегала секретная авиатрасса Аляска – Сибирь, по которой в СССР доставлялись американские самолёты. Красноярск стал точкой, где американские крылатые машины проходили техническое обслуживание, после чего отправлялись на фронт. Здесь же готовили лётчиков. С 1942 по 1945 год по красноярской трассе перегнали почти 8 тысяч воздушных судов.
Красноярск поставлял фронту крайне необходимую радиоаппаратуру. Производство самолётных переговорных устройств, систем радионавигации и прочей аппаратуры было развёрнуто на базе эвакуированных в августе 1941 года из Ленинграда завода № 327 и НИИ № 9. Работниками производства в период с 1941 по 1945 год для нужд фронта были произведены 22 разновидности радиоаппаратуры.
В Красноярск также был перемещён Онежский машиностроительный завод из Петрозаводска, влившийся в Красноярский механический завод. Новое предприятие выпускало авиабомбы и корпуса для 12-мм снарядов. Появились также новые заводы: «Квант» (на базе эвакуированной с Украины киноплёночной фабрики № 6), выпускавший аэрофотобумагу, киноплёнку и заряды к минам, и Красноярский завод цветных металлов, где впервые в СССР было осуществлено получение металлов платиновой группы из медноникелевых шламов.
Новые фабрики и заводы, а также возросшие мощности старых производств требовали огромного количества энергии. В ноябре 1941 года в Красноярск перебросили оборудование с Ленинградской ГРЭС, а также инженеров и рабочих из Сталинграда, Донецка, Харькова, Грозного. Совместными усилиями в мае 1943 года в строй была введена Красноярская теплоэлектроцентраль (КрасТЭЦ).
Более 60 эвакгоспиталей было разбито в городе в военные годы. Сюда привозили самых тяжелобольных красноармейцев, нуждающихся в длительном лечении. Для подготовки квалифицированных врачей в Красноярске в 1942 году открыл свои двери медицинский институт, созданный на базе вузов Воронежа и Ленинграда.
Красноярцы отдавали во имя Победы не только свои силы и навыки. Из города на фронт шли тёплые вещи, подарки, продовольствие, всего с 1941 по 1945 год горожане отправили бойцам Красной Армии 253 вагона с провиантом и вещами. Не жалели красноярцы и собственных денег, зарплат и гонораров. Несмотря на все лишения, жители города собрали около двух миллиардов рублей, покупая облигации военного займа. На эти средства была создана не одна танковая колонна и эскадрилья.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества
Материалы находятся в разработке